Вступление
В моей семье произошло неординарное событие — родился ребенок. Прошло больше четырех лет со дня его рождения. Я решил, что просто обязан высказаться и выразить точку зрения отца на воспитание ребенка и об отношении к детям их родителей.
Самое главное мое наблюдение — мало кто из родителей всерьез занимается своими детьми, еще в большей степени это верно, если рождается девочка. Я не раз слышал подобные высказывания: «Для девочки самое главное — хорошо выйти замуж. Если женщина будет в чем-то превосходить мужчину, это уже повод для развода». Или такое: «В школе все равно научат, главное, чтобы здоров был».
По поводу замужества и уничижительного отношения к женщине. Хочу заметить, что для обоих полов немаловажно найти свою половину. Традиционно мужчине действительно проще завести новую семью. Особенно если разница в возрасте компенсируется социальным статусом и материальным ресурсом мужчины.
По поводу превосходства мужчины над женщиной и наоборот. Если мужчина злится, завидует, ревнует к успехам своей супруги, он просто ее не любит. Разве мы завидуем успехам наших детей? Да мы расшибемся, лишь бы дети были лучше нас.
И по поводу «в школе все равно научат». Без сомнений.
Прежде, чем обратиться непосредственно к процессу воспитания ребенка, следует понять, насколько важна среда, в которой он будет воспитываться. Первые и главные учителя — это, несомненно, родители. Семья оказывает огромное влияние. Но что такое семья?
Что, если рассмотреть семью как ЗАО — Закрытое Акционерное общество, созданное для выживания узкого круга лиц. Перед этим предприятием стоит ряд задач и одно из них может рассматриваться как наиважнейшее — вывести детей в самостоятельное плавание. Другими словами, дать им начальный капитал в виде образования, выдать дочь замуж или устроить отпрысков на хорошую работу. Если позволяют средства, то материальные вложения, часто выражаются покупкой квартиры или дома.
По моим наблюдениям, «крепкие семьи» часто разваливаются именно в тот момент, когда основная задача ЗАО выполнена.
Итак, семья — важнейшая среда обитания для вашего ребенка.
Никто не сомневается — чтобы стать инженером, нужно получить соответствующее образование. И никто не сомневается в том, что для воспитания ребенка родителям не требуется специального образования.
Сейчас часто говорят об элитном воспитании. Вспоминают о дворянском воспитании, местами копируя его. Появились частные школы. Детей отправляют учиться за границу. Но за внешним лоском порой просвечивает истинное воспитание, данное родителями своим детям до школы.
Новые «аристократы», кичливые и самовлюбленные, объявляют себя графами. «Находят» свою дворянскую родословную, присваивают себе гербы и награды. И все это они делают «добротно» и с крестьянской смекалкой.
А по-другому и быть не может. Еще в 1928 г. четыре пятых населения страны составляли лица, официально причисленные к крестьянскому званию, хотя и не все из них обязательно занимались земледелием. После свержения и разгона старой европеизированной элиты, занявший ее место новый правящий класс в массе своей состоял из крестьян в разных обличьях — земледельцев, лавочников и фабрично-заводских рабочих.
Сегодняшняя элита в большинстве своем имеет тот же рабоче-крестьянский менталитет, который был у нее в комсомольской юности. Молодые коммунисты с легкостью перековались в капиталистов, теперь они крестятся и соблюдают посты.
Как не вспомнить Пушкина: «Люди светские имеют свой образ мыслей, свои предрассудки, непонятные для другой касты. Каким образом растолкуете вы мирному алеуту поединок двух французских офицеров?»
Чтобы лучше понять, что такое настоящая элита общества, можно воспользоваться примером из книги О. С. Муравьевой «Как воспитывали русского дворянина»: «В конце 1940-х годов на одной из постоянных баз геологов был исключительно грязный общественный туалет. В составе одной из экспедиций на базу должен был приехать потомок древнего княжеского рода. „Мы-то, ладно, потерпим, — шутили геологи, — но что будет делать Его светлость?“. Его светлость, приехав, сделал то, что многих обескуражило: спокойно взял ведро с водой, швабру и аккуратно вымыл загаженную уборную… Это и был поступок истинного аристократа, твердо знающего, что убирать грязь не стыдно, стыдно жить в грязи».
Для того, чтобы у ребенка было хорошее воспитание, сами родители должны быть воспитаны должным образом. Если в семье не повышают голос, с уважением относятся ко всем членам семьи, и особенно к женщинам, можете не сомневаться — ваш ребенок запомнит это как единственно правильную модель поведения.
Нужно признать, что у более обеспеченной части населения сегодня больше возможностей дать хорошее воспитание и образование своим детям. Многие богатые люди всерьез взялись за своих отпрысков.
Не так давно мне довелось пообщаться с очень богатым человеком, и он мне рассказал о собственной методике воспитания. У этого человека второй брак. От первого брака взрослый сын, заканчивает ВУЗ. От второго двое маленьких детей — шести и восьми лет.
Вот его рассказ.
«Осознание того, что мой главный капитал — это дети, пришло ко мне именно во втором браке, когда появились и материальные возможности, и само отношение к жизни поменялось. В моей первой семье ребенок появился на свет, когда мы с женой были студентами старших курсов института. Понятно, что ребенком было заниматься некогда. Жена, не беря академический отпуск, перевелась на вечернее отделение. Мне же приходилось подрабатывать и по вечерам, и в выходные.
Моим сыном занимались в яслях, детских садах люди, которых я в глаза не видел. Я толком и не знал, как и чему его там учили. Мы с женой, как сейчас говорят, делали карьеру. Оглядываясь назад, понимаю, сколько упущено, и сейчас уже ничего не исправить.
Так же, как и ты, с рождением моего второго ребенка я задался вопросом: «А как правильно воспитывать ребенка?» Я перечитал всю имеющуюся литературу, встретился с медицинскими светилами, ездил за консультацией в школу для одаренных детей. Даже летал в Америку, в центр Глена Домана.
Результатом моих поисков стала довольно стройная система воспитания, которую я готов изложить на бумаге.
Волей-неволей мы затронули тему дворянского воспитания и образования. XIX век, время образовательных реформ и давления на дворянское домашнее воспитание. Вас, возможно, удивит тот факт, что правительство прилагало немало усилий для борьбы с дворянским закрытым домашнем образованием.
Когда правительство начало заводить гимназии для образования русского юношества, преимущественно дворянского, оно встретило противодействие со стороны дворянства, не хотевшего учить своих детей вместе с разночинцами. Дворянство предпочитало гимназиям свои частные, дворянские пансионы и домашних учителей.
Для содействия распространению правительственного просвещения Сперанский провел проект об экзаменах на чины. В записке, составленной по этому предмету, он делает такое любопытное обозрение способов образования:
«У нас есть три рода гражданского учения: 1) учение домашнее, 2) учение в частных пансионах и 3) учение в казенных училищах. Домашнее обучение есть достояние богатых дворян, имеющих средства нанимать учителей и гувернера. Учение в пансионах есть удел средних дворян. Учение в казенных училищах составляет участь бедных людей свободных состояний.
Первый и второй способы обучения для государства неудобны, потому что требуют весьма большого числа хороших учителей и «не оставляют правительству наблюдать за духом воспитания и приводить юношество к некоторому единообразию общественных нравов. Третий способ воспитания всех предпочтительнее».
В 1834 году было издано особое «Положение о домашних наставниках и учителях», по которому все поступающие в частные дома «для нравственного воспитания детей» обязываются приобрести звание домашнего наставника или учителя.
Это звание приобретается особым испытанием в университете или гимназии. При этом домашние наставники и учителя считались состоящими в действительной государственной службе и получали чины и ордена.
В 1843 году из опасений, что учителя-иностранцы могут внести в Россию нежелательный и опасный дух, во исполнение воли Государя был на время прекращен доступ в Россию иностранцам, желающим посвятить себя воспитанию юношества. Были приняты меры и против заграничного воспитания русских детей, родителям велено было воспитывать своих детей от 10 до 18 лет непременно в России!
Делайте выводы, домашнее образование было не нужно государству ни 200 лет назад, ни сейчас.
Сейчас очень много говорят о религиозном воспитании в школе. Священники убеждают общество ввести Закон Божий в школьную программу, якобы для повышения духовности. Но мне бы хотелось напомнить, что Закон божий существовал в Россиских гимназиях менее 100 лет. Лишь только в 1819 году чтение Святого Писания вместе с катехизисом было введено во всех гимназиях в качестве обязательного предмета, без определения плана, программы, без руководств, учебных часов и средств содержания законоучителей.
Постепенно закон Божий как предмет гимназического преподавания выяснился и определился, принял устойчивые формы и, наконец, сформулировался в 1851 году, когда обработанный протоиреем Райковским план преподавания закона Божия был утвержден синодом и по распоряжению министра народного просвещения был принят во всех гимназиях.
По плану Райковского, изучение закона Божия слагалось из изучения молитв, священной истории, катехизиса, кратких учений о богослужении и истории церкви, отечественной и вселенской.
До введения закона Божьего существовало положение настоящего светского государства — положение о евреях от 9 декабря 1804 года. «Все дети евреев могут быть принимаемы и обучаемы, без всякого различия от других детей, во всех российских народных училищах, гимназиях и университетах. Нигде еврейское дитя во время воспитания в училище не должно быть ни под каким видом отвлечено от своей религии, ни принуждаемо учиться тому, что идет против этой религии или может быть несогласно с нею. Если бы евреи не захотели отдавать своих детей в общие народные училища, тогда учреждать для них особенные школы за счет особой с них подати».
Но начало бессословности школы продержалось недолго, его начали помаленьку ограничивать и в 1817 году было объявлено, что учреждается министерство духовных дел и народного просвещения, «дабы христианское благочестие было основанием истинного просвещения».
В школах начали внедрять христианское благочестие: народными книгами сделались по преимуществу книги Святого Писания или духовного содержания; из прописей были изгнаны все нравственно-философские сентенции и статьи. Они были заменены выдержками из книги «Подражание Христу» и из евангелистов вследствие желания «и в прописях знакомить учащихся с единою на потребу истинною нравственностью христианскою».
Закон Божий просуществовал в системе российского образования вплоть до смены власти большевиками. О какой духовности можно говорить, когда люди не просто каждый день изучали этот предмет, они в обязательном порядке держали в доме иконы и после этого эти же люди жгли церкви и вешали церковнослужителей.
После трех уже поздно
Именно под таким названием вышла книга Масару Ибука, основателя фирмы SONY. Мало кто знает, но этот человек добился ничуть не меньшего в своей национальной ассоциации раннего развития детей, чем на ниве восхождения мегазвезды SONY.
Созданная в 1969 году японская ассоциация раннего развития активно использовала исследования и опыт своих и зарубежных специалистов. «По мере того, как мы продвигались в своей работе, нам стало совершенно ясно, насколько порочен традиционный подход к детям. Мы привычно считаем, что знаем о детях все, тогда как очень мало знаем об их реальных возможностях.
Мы уделяем много внимания вопросу о том, чему учить детей старше трех лет. Но согласно современным исследованиям к этому возрасту развитие клеток головного мозга уже завершено на 70-80% . Не значит ли это, что мы должны направить свои усилия на раннее развитие детского мозга — до трехлетнего возраста?«
Книга «После трех уже поздно» попала мне в руки еще до рождения моего собственного ребенка. Тема настолько увлекла, что в течение нескольких месяцев я перечитал практически все книги по раннему развитию детей, встречающиеся в российских магазинах. Перерыл русский и английский Интернет. Далее пришла очередь заказа книг по этой тематике из Великобритании и США.
Отцами-основателями современной методики раннего развития несомненно являются американский военный врач Глен Доман, упомянутый мною Масару Ибука и блистательный педагог Синити Судзуки. Все трое добились невероятных результатов, и правильность их подхода подтвердили прошедшие десятилетия.
Читая первоисточники, результаты современных исследований, отчеты и многочисленные доклады ученых, понимаешь, насколько простыми и выдающимися были открытия Синити Судзуки. О нем говорила вся Япония, к нему устремились родители со всех континентов. Кем был этот человек?
Судзуки первым громогласно объявил о том, что нет неталантливых детей. Все дети рождаются совершенными. Дети — это продукт тренировки и окружающей среды и они не наследуют таланты родителей. Ребенка формирует окружающий мир и воспитание. Вот только проблема в том, что родители берутся за свои чада слишком поздно.
В своей книге «Взращенные с любовью», он приводит следующую историю: «Первый месяц в жизни соловья определяет всю его дальнейшую судьбу… Я всегда полагал, что несравненные соловьиные песни представляют собой инстинкт или унаследованные способности. Однако это не так. Соловьев, живущих в домашних условиях, забирают по весне еще неоперившимися птенцами.
Как только они немного привыкают к неволе и начинают брать корм у людей, к ним подсаживают «учителя», который целый день выводит свои трели. В течение месяца птенцы усваивают навыки. Такой метод используется в Японии с древности. Каким певцом окажется птица в дальнейшем, определяется в первый месяц ее жизни. И здесь не играет никакой роли, с хорошими или с плохими способностями родился тот или иной птенец«.
Показателен и противоположный пример. Один священник в джунглях Индии обнаружил двух маленьких девочек, выросших среди волков. Их глаза прекрасно видели в темноте, обоняние было чрезвычайно чувствительным. Бегали они на четвереньках, коленные суставы были согнуты и полностью не распрямлялись.
Их так и не смогли научить нормальной человеческой речи. Оказавшись в человеческом обществе, младшая из девочек совсем скоро умерла, старшей удалось прожить еще девять лет. Все эти девять лет по ночам она трижды выла, через равные промежутки времени, голос девочки не обладал ни человеческими, ни звериными звуковыми характеристиками. Она издавала специфические нечленораздельные звуки.
Все эти истории лишь подтверждали формулу, выведенную господином Судзуки: «Что касается врожденных задатков или наследственности, то я убежден, наследуются только физиологические особенности организма. С момента рождения все остальное зависит только от психологического влияния, которое оказывает на ребенка окружающая среда. Только этим определяются все его способности и таланты».
Синити Судзуки по профессии музыкант. Он поразил японское общество, а затем покорил и США тем, что учил играть на скрипке совсем маленьких детей. В сорок семь лет, сразу после окончания войны в 1945 году, он пишет: «Я разработал новую методику и хочу заняться детьми не для того, чтобы отыскивать среди них гениев, а чтобы раскрыть способности каждого ребенка посредством игры на скрипке. Эти исследования я проводил в течение многих лет и поэтому хочу приложить свои силы к такому виду образования ради нашего будущего».
О Синити Судзуки можно говорить бесконечно. Первоначально он не планировал стать музыкантом, точнее этого не планировал его отец, владелец скрипичной фабрики. Судьба свела Судзуки с принцем Токугавой, что уже само по себе было невероятно. Затем принц уговорил отца Синити отправить того в Германию, где он сможет учиться игре на скрипке у лучших музыкантов Европы.
И та же судьба сводит молодого человека с Альбертом Эйнштейном. Они становятся друзьями. Мало кто знает, но создатель теории относительности не только ученый, но и скрипач-виртуоз, и он нигде не появлялся без своей скрипки. Впоследствии Судзуки не раз говорит о влиянии этих великих людей на его выбор — посвятить свою жизнь раннему развитию детей, в созданной им школе «Воспитание талантов».
Мне бы хотелось обратить внимание читателя еще на одно открытие, сделанное господином Судзуки. Вкратце это звучит так: развивая в ребенке хотя бы один из органов чувств, но делая это настойчиво и профессионально, мы тем самым запускаем и все остальные…
Судзуки описывает следующий случай, произошедший в одном из отделений его школы «Воспитание талантов»: «Среди других учеников была шестилетняя девочка, страдавшая детским церебральным параличом. Она почти не контролировала правую половину своего тела, и у нее было косоглазие. Играя песенку «Свети, свети звездочка», она доходила до последних двух нот первой фразы, и тут ее правая рука непроизвольно дергалась, и смычок выпадал из руки.
Ее учитель Його был очень огорчен и озабочен. Он рассказал мне об этом случае и попросил совета. Я дал ему простой ответ: «И учитель, и родители должны признать этот факт и продолжать работать». Учитель терпеливо продолжал свои уроки, и каждый день, бесчисленное множество раз, матери приходилось подбирать смычок с пола.
Настал день, когда девочка смогла удержать смычок в руках до конца пьесы. Благодаря ежедневным занятиям ее правая рука начала обретать силу и ловкость. Незаметные крошечные успехи росли и накапливались, пока не стали очевидными всем. Девочка продолжала заниматься музыкой, у нее выправилось косоглазие, она стала нормально двигаться, в конечном итоге она преодолела свою болезнь«.
Исследования японцев были подтверждены их современником, американским врачом Гленом Доманом. Получив в 1940 году научную степень по физической терапии в Пенсильванском университете, Доман посвятил себя лечению и реабилитации детей с различными повреждениями головного мозга.
На протяжении пятнадцати лет, занимаясь безнадежно больными, он добился потрясающих результатов и совершил ряд удивительных открытий. В случаях, когда процесс развития и роста мозга остановлен или замедлен, его можно заставить работать. Только для этого нужно воздействовать на него через один из доступных нам каналов проникновения информации — зрение, слух, осязание.
И оказалось, что, процесс роста и развития мозга можно усилить и ускорить. Детям с отсталым умственным и физическим развитием с определенной периодичностью показывали картинки, написанные на карточках слова, одновременно озвучивая их, учили ползать, висеть на брусьях, в то время как они вообще не могли двигаться. Занятия Домана позволяли частично или полностью восстановить двигательную активность маленьких пациентов, помогали детям с нарушением мыслительной способности получить образование, а иногда даже превзойти своих здоровых сверстников.
В 1955 году нейрофизиолог Глен Доман вместе с группой ученых основывает Институт развития человеческого потенциала в Филадельфии. К началу 60-х результаты исследований этого научного центра становятся широко известны, а сам Доман называет их «мягкой революцией» в науке.
Разрабатывая систему реабилитации детей с тяжелыми поражениями центральной нервной системы, он пришел к выводу, что наиболее эффективно можно влиять на развитие мозга в период его активного роста — до 6-7 лет. Причем, уже после трех лет этот процесс замедляется, а после семи практически прекращается. Следовательно, чем младше ребенок, тем проще его обучать. «Еще проще приобщить к знаниям ребенка в возрасте до одного года», — считает ученый. Так возникла идея использовать опыт стимуляции умственных процессов для работы с нормальными детьми.
Вот уже несколько десятилетий Глен Доман и его единомышленники обучают детей и их родителей, используя уникальную методику, направленную на стимуляцию мозговой активности. Результаты таких занятий буквально потрясают, маленькие ученики к четырем годам читают и понимают тексты на нескольких иностранных языках, играют на различных музыкальных инструментах, демонстрируют блестящие математические способности, выполняют гимнастические упражнения, ныряют и плавают.
Автор в первую очередь обратил внимание на возможность изучения иностранного языка с рождения ребенка. Слишком заманчива была перспектива не мучиться всю жизнь, а выучить язык еще в раннем детстве, да еще и не прилагая к этому титанических усилий, более того, развивая один из каналов мозга, мы будем стимулировать и все остальные.
Вот что пишет об изучении иностранных языков основатель фирмы SONY, господин Ибука:
«Брат и сестра, лингвистические гении, которые понимают по-английски, испански, итальянски, немецки и французски; пять языков и вдобавок еще язык своего „агрессивного“ отца». Многие японцы наверняка помнят сенсационное сообщение, которое появилось в газете под заголовком «Агрессивный отец». В статье рассказывалось о мистере Масао Кагата, который оставил карьеру учителя и, объявив себя домохозяином, целиком посвятил свою жизнь воспитанию детей. Его сыну было тогда 2,5 года, а дочке 3 месяца. Дети были еще совсем малышами, и «агрессивный» папа-воспитатель подвергался суровой критике. Были высказаны опасения, что большой объем знаний повлияет на нервную систему детей.
В том, что эта критика была несостоятельной, легко убедиться, посмотрев на процветающую и благополучную семью Кагата. И не стоит судить о том, правильно или нет поступает отец, забросивший работу и целиком посвятивший себя воспитанию детей.
Важно, что метод обучения, который использовал мистер Кагата, демонстрирует интеллектуальные возможности малышей. Вот что он рассказал:
«Я начал учить их разговорному английскому, итальянскому, немецкому, французскому… почти одновременно. По радио часто уроки французского языка объясняются по-английски. Поэтому я решил, что если обучать многим языкам сразу, то можно соединить методику обучения воедино. Как раз в это время мои дети учились играть на пианино, а на нотах, по которым они играли, были объяснения на итальянском, а перевод — на английском, немецком и французском.
Если они не понимали объяснений, они не знали, как играть. Это была одна из причин, почему я начал учить их языкам. Меня часто спрашивали, не путались ли дети, изучая пять языков одновременно. Думаю, что нет, они же употребляли их правильно. Мы занимались иностранными языками только по радио. Эти радиопередачи ведут очень приветливые дикторы. Упражнения на произношение повторяются методично и долго. И когда дети начинают сами говорить, они произносят все правильно«.
В своей книге «После трех уже поздно» автор пишет: «Способность впитывать информацию гораздо выше у детского мозга, чем у взрослого. Только не надо бояться «перекормить» или перевозбудить его, детский мозг, как губка, быстро впитывает знания, но когда чувствует, что переполнен, отключается и перестает воспринимать новую информацию. Нас должно беспокоить не то, что мы даем ребенку слишком много информации, а то, что ее зачастую слишком мало, чтобы полноценно развивать малыша. Многие навыки невозможно приобрести, если их не усвоил в детстве.
По работе мне часто приходится говорить по-английски. Но меня всегда беспокоят мои ошибки в произношении и интонации. Не то чтобы человек, который меня слушает, не понимает моего «японо-английского» — он понимает. Но иногда на его лице появляется выражение растерянности, и он просит меня повторить что-то. Тогда я говорю это слово по буквам, чтобы меня поняли.
А вот соседский мальчик — ему год и два месяца — произносит английские слова очень правильно. Многим японцам трудно произнести звуки [р] и [л], а у него получается. Наверное, это происходит потому, что я начал учить английский в средней школе, а этот мальчик научился разговаривать по-английски тогда же, когда осваивал японский. Его первое знакомство со вторым языком началось с прослушивания английских записей, а потом он начал разговаривать по-английски с одной американкой, осваивая чужой язык одновременно со своим.
Это сравнение говорит о том, что когда в уме сформирован образец родного языка, уже трудно воспринимать образцы чужого. Однако, как я уже объяснял, мозг ребенка до 3 лет способен усвоить систему мышления не только своего родного японского языка, но и любого другого, причем процесс этот может, как мы уже говорили, идти одновременно. Поэтому дети в таком возрасте без особого труда могут говорить на любом языке, как на родном. Если вы пропустите этот период, вам будет гораздо труднее обучить его тому, чему он так легко обучается в раннем детстве. «Ложка дегтя может испортить бочку меда» — это относится и к детям.
Чтобы объяснить, что я имею в виду, расскажу одну историю. Молодого человека послали работать за границу, а его жена с новорожденной девочкой поехала жить к своим родителям в Тохоку. Дедушка и бабушка обожали свою внучку, много играли и разговаривали с ней. Через год, закончив дела, молодой человек вернулся, и они с женой и ребенком опять поселились в Токио. В то время их девочка была еще слишком мала, чтобы говорить. Но когда она заговорила, родители пришли в замешательство: все слова, которые произносила их дочь, были на диалекте Тохоку. Это было очень странно, потому что все члены семьи говорили на общепринятом японском языке, и только дочка — на диалекте.
Даже через несколько лет, когда девочка пошла в школу, она все еще не могла избавиться от акцента Тохоку. Оказалось, что еще до того, как ребенок научился говорить, этот диалект распространился по каналам его мозга. А когда следы уже образовались, чрезвычайно сложно стереть их, чтобы начать прокладывать новые.
«Ложка дегтя в бочке меда» в раннем детстве означает, что влияние, оказываемое на ребенка в таком возрасте, оставляет неизгладимое впечатление на всю жизнь. Именно родители должны заботиться о том, чтобы это влияние было благотворным.
Повторение — лучший способ стимулировать интерес ребенка. Если взрослого заставить слушать одну и ту же историю несколько раз в день, она ему смертельно наскучит. Я сам человек нетерпеливый и даже двух раз не в состоянии выслушать одно и то же. Но в детстве я заставлял своих родителей рассказывать мне сказки помногу раз и никогда от них не уставал.
Повторение очень важно для тех связей, которые формируются в мозгу ребенка. Повторение желательно не только потому, что ребенку оно не может наскучить, но главным образом ввиду того, что младенчество не знает скуки, это лучшее время для формирования правильных схем в мозгу ребенка, определяющих всю его последующую интеллектуальную жизнь. Трехмесячный ребенок может запомнить сложное музыкальное произведение, если его проиграть ему несколько раз подряд. Способность младенца к усвоению информации огромна.
Одна мама говорила мне, что ее двухлетний сын учится правильно говорить, слушая радио- и телепрограммы. Вы, вероятно, скажете, что нет смысла разрешать ребенку слушать то, чего он не понимает. Но ему совершенно необязательно все понимать, главное, чтобы у него выработалась привычка заучивать слова с правильными ударениями, интонацией и произношением. Неграмотная речь и плохое произношение — продукты среды, в которой растет ребенок. Среда оказывает на наше сознание неизгладимое впечатление помимо нашей воли, и его ничем потом не сотрешь«.
Когда моему ребенку не исполнилось и трех лет, мы всей семьей отправились в Великобританию. В городе Борнемут, на юге Англии, мы отдали ребенка на несколько дней в частный детский сад Монтессори, и каково же было наше удивление после первого же дня пребывания там нашего чада. Воспитательницы не могли поверить, что ребенок русский, более того — они восхищались столь правильным, буквально аристократическим английским. Ничего удивительного, смеялись мы потом, просто у ребенка не было шансов слушать неправильную английскую речь.
Мне также запомнился забавный случай, произошедший на выходе из подземного перехода города Москвы. Мы с дочкой поднимались по лестнице, а молодая китайская пара спускалась навстречу нам, о чем-то весело щебеча. Дочка неожиданно поздоровалась с ними по-китайски. Молодые люди с удивлением смотрели на девочку-блондинку. Они сели на корточки и стали разговаривать с малышкой. Так продолжалось пару минут, они о чем-то говорили и весело смеялись. Я ничего не понимал — сам-то я знаю лишь несколько слов по-китайски.
Неожиданно ребенок прервал беседу, весело попрощался на китайском и подбежал ко мне. Мы медленно продолжили подъем по ступенькам, в самом конце я обернулся. Китайцы, словно завороженные, остались стоять на том же месте, провожая нас полными восторга глазами. В этот момент про себя я подумал, что если вернусь сюда на следующий день, то застану их в том же положении. Словно прочитав мои мысли, молодые люди рассмеялись, жестами высказывая свой восторг.
Сейчас моей дочке чуть больше четырех лет и она говорит на русском, английском и китайском, хотя оба родители русские. Читает на русском и английском языке.
Многих моих знакомых навыки моего ребенка приводят в восторг. У нашей семьи есть прекрасные друзья, они с удивлением и радостью следят за успехами нашей дочки, не считая способности своих малышей чем-то особенным. А те в свои три года прекрасно говорят на русском, чеченском, ингушском. Для рожденных в республиках СССР знание минимум двух языков было всегда чем-то обыденным. Среди моих знакомых есть человек, прекрасно говорящий на пяти языках. Он родился в Эстонии и к семи годам с отцом военным, побывал в Узбекистане, Молдавии на Украине.
«Все дети лингвистические гении, — пишет Глен Доман. — Если какой-нибудь взрослый захочет быстро приобрести комплекс неполноценности, то все, что для этого надо сделать, — это посоревноваться в изучении иностранного языка с полуторагодовалым малышом. Мы просто глупы, когда верим, что сами учим своих детей.
В английском языке 450 000 слов, в самом простом словаре их содержится около 100 000. Никто никогда не говорит двухлетнему малышу: «Смотри, Джонни, эта вещь называется очками». Мы говорим проще: «Где мои очки? Дай мне очки. Не роняй мои очки. Мне надо протереть очки». И Джонни, будучи лингвистическим гением, говорит самому себе: «Этот предмет называется очками».
Эта невероятная способность к изучению языков в первые три года жизни является чудом, превышающим всякое понимание, а мы считаем его само собой разумеющимся. Мы понимаем, что это чудо, только тогда, когда оно отсутствует«.
Я не случайно много цитирую этих замечательных людей. Я прочитал десятки книг по раннему развитию детей, и их мысли постепенно стали моими. Мне не хочется, меняя незначительные детали, подменять их имена своим именем. Таких книг итак предостаточно.
Основные свои усилия я сосредоточил на узкой области — изучении иностранного языка с младенчества. Я согласен с замечательным исследователем Тони Бьюзеном, который в своей книге «10 способов как стать гением» пишет: «Когда вам исполнилось три года, вы уже научились говорить на первом языке в своей жизни. Ни один компьютер на планете не может даже приблизиться к такому результату! Вы уже являетесь гением речевого интеллекта».
В своей нашумевшей книге автор утверждает: «Ваш словарный запас тесно связан с вашим успехом в жизненных начинаниях». Изучение иностранного языка с рождения особенно важно, если принять во внимание еще один интересный факт — дети младше четырех месяцев различают все 150 звуков, которые присутствуют во всех языках.
Многие родители задаются вопросом, в каком возрасте ребенку следует начинать изучение иностранного языка?
Самое удивительное, что желание ответить на этот вопрос возникает у огромного количества «специалистов».
Как вам такие утверждения:
«Большинство исследователей сходится во мнении, что специальные занятия иностранным языком можно проводить с детьми 3 — 10 лет, до 3 — бессмысленно, после 10 — бесполезно надеяться на положительный результат, который возможен лишь для незначительной части учеников, тех, кто обладает коммуникативными и лингвистическими особенностями выше среднего уровня».
«Главная платформа для изучения иностранного языка — достаточно высокий уровень владения родным языком. Если ребенок учит английский алфавит, то русский он должен знать на пять с плюсом. Если он приступает к чтению на английском, то на полке в его комнате должно красоваться уже несколько (пусть небольших) прочитанных русских книжек».
«Не следует изучать иностранные языки до 5-6 лет. Это может стимулировать задержки в развитии ребенка. Неизбежна путаница языков и психологические травмы…»
Эти высказывания поражают не только глупостью, но и смелостью бессмысленных рекомендаций. Наверняка эти люди не знают ни одного иностранного языка и родились и учились где-то на Марсе.
В нашей многонациональной стране изучение русского языка, как и своего родного, начинается с самого рождения. Никто не задается вопросом, когда начинать учить ребенку второй язык или третий. Окружающая среда дает ребенку все необходимые навыки, и причем здесь знание алфавита?
Честно говоря, довольно заманчиво звучит перспектива обучить ребенка иностранному языку до 5 лет. В отличие от взрослого человека, ребенок сможет и «думать» на иностранном языке.
Что же нужно делать родителям для того, чтобы ребенок к 5 годам овладел иностранным языком в совершенстве? Для примера возьмем самый востребованный иностранный язык — английский.
Первое — давайте детям слушать правильную английскую речь с рождения. Здесь прекрасным образом подойдут аудиозаписи детских сказок. Ближе к году начинайте показывать мультфильмы тех же сказок, с уже знакомой аудиозаписью.
Идеально, если вы в состоянии нанять англо-говорящую няню. Постарайтесь найти англо-говорящего «учителя» для своего ребенка. От «учителя» не требуется знание русского, более того с вашим ребенком он должен говорить только на английском. Задача носителя английского языка просто говорить с малышом, играть с ним. Все то же, что делают русские родители на русском. Играть в слова — увлекательнейшее занятие для малыша. Нужно показывать на предметы и просто называть их. Необходимо стимулировать ребенка повторять произнесенные слова.